Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работоспособность человека и её измерение.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работоспособность — это способность человека произ­водить работу. Кажется, все ясно? А вот физиологи, тре­неры, спортивные врачи и учителя физкультуры опять не могут договориться, какое же из многочисленных определений считать правильным.

Дело в том, что человек всегда выполняет не абстракт­ную, а конкретную работу, которую можно отнести к той или иной зоне мощности. А в разных зонах мощности, как мы уже знаем, механизмы энергообеспечения имеют разную активность и, следовательно, неодинаковую зна­чимость. Поэтому если человек выполняет умеренную по мощности нагрузку, можно оценить его работоспособ­ность в зоне умеренной мощности, а если он выполняет максимальную по мощности нагрузку, то и работоспособ­ность оценивается только в этой зоне. И совсем не обязательно, что тот, у кого наивысшая работоспособность зарегистрирована в зоне умеренной мощности, покажет столь же высокий результат в зоне максимальной мощно­сти. Не только не обязательно, но даже маловероятно. Спринтер не сможет тягаться по выносливости со стайе­ром, а уж стайеру далеко по максимальной мощности до спринтера.

Но зато могут измерить. Как же так? Можно ли изме­рить то, что нечетко определено? Разумеется, можно, главное договориться, что именно мерить. Ведь силу тока и его напряжение научились измерять задолго до того, как было понято, что такое электричество. А время? Точного определения такого фундаментального физиче­ского понятия нет до сих пор, однако это не мешает нам носить часы, регистрировать рекорды по секундомеру. Как не мешало наблюдать за падением капель воды в древнейших часах, когда были очень далеки от правильно­го понимания ВРЕМЕНИ, ведь люди не имели понятия даже об азах эйнштейновой теории относительности.

Как же измерить работоспособность человека? Спосо­бов существует много, каждый из них пригоден для ее из­мерения в 1—2 соседних зонах мощности. Принцип изме­рения основан на простой физической зависимости: работа есть произведение мощности на время. Доста­точно задать один из этих параметров, измерить второй, вычислить третий — и мы получим исчерпывающую характеристику работоспособности в данной зоне мощ­ности. Положим, мы задаем человеку мощность работы (скорость бега, частоту вращения педалей велоэргометра при постоянном сопротивлении и т. п.) и говорим ему: «Беги (крути) с постоянной скоростью сколько сможешь». Тогда время, в течение которого человек сможет под­держивать заданный нами режим работы, и будет показа­телем его работоспособности. Но, зная это время и зная мощность (скорость), мы легко можем вычислить общий объем работы (дистанцию). И это также будет показа­телем его работоспособности. Какой из них лучше? Все зависит от конкретных задач, а по сути, никакой разницы между показателями нет: один позволяет вычислить дру­гой, и наоборот. Этот способ чаще всего используется в диагностических целях врачами и физиологами.

Возможен и другой способ. Задаем человеку не мощ­ность, а, напротив, объем работы (дистанцию) и говорим: «Беги (крути) как можно быстрее». Здесь мы опять ре­гистрируем время и на основании этого рассчитываем среднюю мощность (скорость). Такой способ измерения работоспособности наиболее близок к условиям прове­дения спортивных соревнований, ведь там, как правило, задается дистанция, которую нужно преодолеть с наивыс­шей доступной спортсмену скоростью. Такая оценка очень важна, но она, внося элемент соревнования, привносит и очень сложный эмоциональный компонент, сильно иска­жающий реальную картину. Во всяком случае этот способ измерения работоспособности нельзя использовать часто, особенно в занятиях с детьми, подростками и людьми старше 40 лет — эмоции могут подвести.

Третий способ, получивший широкое распространение с легкой руки американского врача Купера, написавшего ряд книг об аэробике, состоит в том, чтобы задавать время, а измерять объем работы (дистанцию). Здесь уже нет эмоционального компонента, который возникает в условиях соревнования, меньшее значение имеет спо­собность нервной системы противостоять утомлению при выполнении длительной монотонной работы, как это быва­ет в случае тестирования по первому способу, особенно в зоне нагрузок умеренной мощности. Тесты Купера (6-минутный или 12-минутный бег) позволяют вполне удовлетворительно характеризовать работоспособность человека, измерять предельные возможности его энерге­тических систем. Эти тесты позволяют объективно кон­тролировать свое состояние и следить за его сдвигами.

Нормативы выполнения 6-минутного теста Купера, уточненные Г. П. Богдановым для детей всех классов обще­образовательной школы, указаны в табл. 3—5.

Для оценки выносливости ребенка в зоне субмакси­мальной мощности лучше пользоваться нормативами табл. 4.

Иногда возникает необходимость оценить максималь­ную скорость бега, что особенно важно при спринтер­ской тренировке, а также для некоторых игровых видов спорта. Для этого в качестве нормативов рекомендуем данные   табл.   5.   Для   проведения   такого   тестирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Оценка выносливости по 6-минутному бегу

классы

По пробегаемой дистанции, м

По времени бега, мин

Мальчики

девочки

Дистанция, м

 

Удвл

Хор

отл

удв

хор

отл

Мальчики

Девочки

Оценка

 

 

 

Отлично-5мин 20с

Хорошо-6мин

Удовлетворительно-6мин 40с

1

830

930

1030

800

890

980

900

900

2

1000

1100

1200

850

950

1050

1100

950

3

1070

1160

1250

970

1070

1160

1150

1050

4

1070

1200

1320

900

1040

1170

1200

1050

5

960

1100

1230

920

1020

1120

1100

1050

6

1090

1200

1310

1000

1110

1200

1200

1100

7

1170

1290

1400

980

1080

1180

1300

1100

8

1150

1260

1370

910

1010

1120

1300

1100

9

1330

1430

1530

960

1050

1140

1400

1050

10

1330

1430

1530

1120

1180

1240

1450

1150

 

Таблица 4 Оценка выносливости в беговых нагрузках субмаксимальной интенсивности

 

 

 

 

класс

мальчики

девочки

дистанция

Время, мин, с

дистанция, м

Время, мин, с

удвл

хор

отл

удовл

хор

отл

1

300

1,22

1,13

1,06

300

1,26

1,19

1,13

2

350

1,33

1,26

1,19

350

1,37

1,29

1,22

3

350

1,29

1,24

1,19

350

1,33

1,26

1,20

4

350

1,29

1,22

1,12

350

1,31

1,24

1.18

5

400

1,30

1,26

1,22

350

1,27

1,20

1,13

6

400

1,31

1,25

1,19

400

1,38

1,32

1,24

7

450

1,39

1,33

1,27

400

1,37

1,31

1,25

8

450

1,37

1,31

1,25

400

1,36

1,30

1,25

9

500

1,40

1,34

1,28

400

1,36

1,31

1,25

10

500

1,36

1,31

1,26

400

1,40

1,31

1,24

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.

Максимальная скорость бега (отрезок 20 м схода*)

 

Класс

Мальчики

Девочки

 

время, с

скорость, м/с

время, с

скорость, м/с

1

3,6

5,5

3,9

5,2

II

3,5

5,7

3,7

5,4

III

3,5

5,7

3,8

5,3

IV

3,5

5,7

3,5

5,7

V

3,4

5,9

3,6

5,5

VI

3,1

6,4

3,2

6,2

VII

3,0

6,6

3,4

5,9

VIII

2,7

7,3

3,3

 6,0

IX

2,7

7,3

3,4

5,9

X

2,6

7,7

3,2

6,2

* Результаты средние, то есть соответствуют оценке «хорошо».

 

 

нужна специально подготовленная дистанция: отрезок 20 метров, а также интервал для предварительного раз­бега. При таком тестировании школьник должен раз­бежаться заранее и преодолеть зачетные 20 метров уже с максимальной, практически постоянной скоростью. Для регистрации времени пробегания в этом случае необ­ходим секундомер, тогда как в двух предыдущих доста­точно часов с секундной стрелкой.

Вот два бегуна преодолели дистанцию с одинаковым результатом, но на финише один из них упал от усталости и его уносят с беговой дорожки, а другой, пожалуй, смог бы пробежать еще. Кто из них обладает лучшей работо­способностью? Ясно — второй. То есть дело не только в результате, а еще и в том, какой ценой он достигнут. В литературе описано немало случаев трагических фини­шей на стадионах мира, когда рекорд стоил спортсмену здоровья, иногда даже жизни. В обычных условиях чело­век никогда не дойдет до исчерпания всех своих резерв­ных возможностей. Другое дело соревнования... Для спортивных врачей, тренеров, а тем более тех, кто зани­мается физическим воспитанием детей и подростков, далеко не безразлично, какой ценой достигнут резуль­тат.

 

Чтобы выяснить, чего стоила та или иная нагрузка, нужно охарактеризовать реакцию организма на эту на­грузку. Как это сделать? В физиологии труда и спорта разработано немало тестовых процедур, позволяющих оценить функциональные возможности аэробного, глико-литического, креатинкиназного источников энергии, рабо­ту сердечно-сосудистой системы, дыхания, гормональных механизмов. Обычно они требуют сложного специаль­ного оборудования, опытных и квалифицированных ра­ботников, осуществляющих эти исследования. При подго­товке спортсменов высокого класса весь этот арсенал ис­пользуется в полной мере. Но в физическом воспитании детей и подростков, как и при самостоятельных занятиях взрослых, таких возможностей, как правило, нет. Однако всегда есть возможность оценивать реакцию организма по внешним признакам утомления, а также по частоте пульса. Классификация внешних признаков утомления, наиболее удобная при работе с детьми, разработана про­фессором С. В. Хрущевым (табл. 6).

 

Таблица 6

Внешние признаки утомления при тренировочных нагрузках

 

Обычное

Средняя степень

 

Переутомление

 

Небольшое покраснение лица

 

 

Значительное по­краснение лица

 

Резкое покраснение, побледнение или си-нюшность кожи

 

Незначительная пот­ливость

Большая потли­вость, особенно ли­ца

 

Резкая потливость и выделение соли на коже

 

Учащенное     ровное дыхание

 

Большое учащение дыхания, периоди­ческие глубокие вдохи и выдохи

 

Резко учащенное, поверхностное, арит­мичное дыхание

Четкое   выполнение команд и заданий

 

Нарушение коорди­нации движений

 

Резкое нарушение координации движе­ний

 

Отсутствие жалоб

 

Боль в мышцах, сердцебиение, жа­лобы на усталость

 

Дрожание конечно­стей, жалобы на го­ловокружение, шум в ушах, головную боль, тошнота, рвота

 

 

 

Пользуясь этой таблицей, мы не сможем оценить ра­ботоспособность конкретного человека, но по крайней мере будем знать предельные параметры допустимой для него нагрузки. Никогда не может быть полезной крайняя степень утомления, и если она однажды была достигнута, надо снизить мощность (скорость) и объем работы. Перегрузки в тренировках приносят только вред.

Научные подходы к использованию частоты пульса для количественной оценки работоспособности были сформулированы в работах шведских исследователей Съестранда и Валунда. Изучая условия труда шахтеров, они обнаружили линейную зависимость частоты пульса от мощности (интенсивности) работы, при этом чем тре­нированнее, работоспособнее человек, тем при большей мощности у него регистрировалась одна и та же величина частоты пульса. За такую стандартную величину было предложено принять 170 ударов в минуту, потому что при большей частоте пульса линейная зависимость нару­шалась.

Советским ученым профессором В. Л. Карпманом и его учениками было показано, что у молодого взрос­лого человека при пульсе 170 ударов сердце работает с наибольшей отдачей, а при дальнейшем увеличении мощности падает. Поэтому целесообразно измерять физи­ческую работоспособность при пульсе 170 ударов в мину­ту. Для этого нужно определить мощность работы (ско­рость бега), при которой пульс достигает этой цифры у данного человека. Ученые предложили простой способ измерения этого показателя, основанный на том, что зависимость частоты пульса от мощности линейна, а зна­чит, подчиняется простому уравнению вида

f=a-  W+fo,

где f — частота пульса при нагрузке,

а — коэффициент пропорциональности,

 W — мощность,

fo — частота пульса в покое.

 Если   измерить   частоту  пульса   при  двух   последова­тельных нагрузках, нетрудно рассчитать мощность, при которой пульс достигает 170 ударов за минуту. Величина этой мощности называется PWC170 — по первым буквам английских слов Physical Working Capasity — физическая работоспособность.

Исследования PWCuo у спортсменов обнаружили, что у борцов и гимнастов она сравнительно невысока, тогда как у лыжников, велогонщиков и бегунов-стайеров — очень большая. Поэтому принято считать, что PWCno отражает прежде всего аэробную производительность, то есть работоспособность в зонах умеренной и большой мощности, где главным источником энергии являются окислительные процессы.

Вскоре выяснилось, что у детей в отличие от взрослых зависимость пульса от мощности линейна только в диапа­зоне от 130 до 170—180 ударов в минуту, и не так просто подобрать две такие нагрузки, которые позволяли бы достаточно точно вычислить PWC170- Если же нагрузки подобраны неверно, то ошибка может быть слишком большой, чуть ли не в 1,5 раза увеличивая или уменьшая действительную величину мощности, при которой пульс становится 170. Поэтому было предложено использовать в качестве опорной точки для расчета PWCwo пульс покоя, который легко измерить. Такая методика измерения PWC170 У детей и подростков получила в последние годы широкое распространение.

Для измерения физической работоспособности (PWC170) в степ-тесте используется скамейка, табурет или специальный табурет с переменной высотой ступеньки. Высота ступеньки регулируется так, чтобы угол между бедром и голенью ноги, стоящей на ступеньке, составлял примерно 90° (0,25—0,35 м). Выполняются две нагрузки без перерыва под метроном или по секундомеру. Пер­вая нагрузка — 16—20 циклов за минуту в течение 3 ми­нут, вторая — 25—30 циклов за минуту в течение 2 ми­нут (рис. 2).

Частоту пульса измеряют сразу после окончания рабо­ты в первые 10 секунд и полученный результат умно­жают на 6, чтобы привести к 1 минуте. Частоту пульса в покое не обязательно регистрировать непосредственно перед началом тестирования, даже лучше, если это будет величина, измеренная неоднократно в спокойном состоя­нии, хорошо известная вам'и  вашему ребенку.  Кстати, сама по себе частота пульса в покое является неплохим индикатором общего состояния организма и его потен­циальной работоспособности: чем ниже пульс покоя, тем больше функциональный диапазон человека. Частота пульса после второй нагрузки должна быть не менее 130—140 ударов в минуту. Если цифра получилась мень­ше, пробу надо повторить, увеличив вторую нагрузку (либо за счет увеличения высоты подъема, либо за счет увеличения темпа).

Мощность нагрузки рассчитывается по формуле:

 

М=В* Н* п* К,

 

где М — мощность нагрузки, кГм/мин;

В —вес тела, кг;

Н — высота ступеньки, м; п — число подъемов (циклов) за минуту; К —  коэффициент,  зависящий  от  возраста и   пола (табл. 7).

 

PWC170 = M2 *170-f0/fр-fn

 

где М2 — мощность второй нагрузки, кГм/мин;

f0 — частота пульса в покое;

 fp — частота пульса после работы.

Теперь величину PWC170 разделим на вес тела, это от­ношение покажет физическую работоспособность, кото­рая оценивается по шкале:

 

Менее 8                   Низкая

8—10                       Удовлетворительная

10—12                     Умеренная

12—15                     Хорошая

15—20                     Высокая

20—25                     Очень высокая

Выше 25                  Отличная

 

Если полученное отношение выше 30, ищите ошибку в расчете.

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

Величина коэффициента (К)*

 

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

8—12

1,2

1,2

13—14

1,3

1,3

15—16

1,4

1,3

 

* К у взрослых — 1,5

 

Допустим, частота пульса в покое у вашего ребенка составляет 80 ударов в минуту. Скамейка, с помощью ко­торой вы собираетесь измерять PWC170, имеет высоту 30 сантиметров (0,3 м). Частота подъемов при второй на­грузке составила 30 циклов в минуту. Сразу после оконча­ния работы частота пульса за 10 секунд составила 25 уда­ров. Значит, за минуту 25- 6=150 ударов. Мощность, ко­торую вы задали в данном тесте, следует рассчитывать с учетом коэффициента (К), который зависит от возраста. Если ребенку 13 лет, то К=1,3. Тогда мощность равна М=0,3- 30- 1,3- вес тела. Можно на вес тела не умно­жать, тогда получим величину относительной мощно­сти, которая еще удобнее для характеристики работо­способности. Итак, относительная мощность М2=11,7.

Теперь мы знаем все величины, которые нужно под­ставить в основную формулу:

 

PWC170 = 11,7 * l70-80/150-80=11,7*90/70=15.

 

Итак, величина PWC170 у ребенка равна 15 кГм/мин/кг. Сравнив ее со шкалой на стр. 47, вы убедитесь, что это хороший уровень физической работоспособности.

Согласно современным представлениям смысл теста PWC170 значительно шире, чем просто характеристика аэробных возможностей. Во всяком случае у детей и под­ростков эта величина зависит не.столько от аэробной энергопродукции, сколько от всей активной массы скелет­ных мышц, способных получать энергию любым спосо­бом. Всякое увеличение возможностей энергетических систем организма приводит к увеличению PWC170, к это­му же приводит и улучшение регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Но тест PWC170 имеет и недостатки, главный из кото­рых состоит в том, что он не характеризует объема ра­боты, который может быть выполнен при определенном напряжении физиологических систем. Ничего не говорят его цифры о величине максимально достижимой мощно­сти (скорости), то есть не характеризуют работоспособ­ность в зоне максимальной мощности. Поэтому у самых сильных людей — штангистов и борцов — величина PWC170 обычно не велика.

Исходя из линейной зависимости частоты пульса от мощности (интенсивности) нагрузки, профессор М. Я. На-батникова и ее сотрудники разработали и предложили использовать в практике физического воспитания и на­чальной спортивной подготовки пульсовую шкалу интен­сивности нагрузки (табл. 8).

 

Таблица 8

Классификация тренировочных нагрузок

 

Зона

Интенсивно-сти

Интенсивность нагрузки

 

 

Частота пульса (уд./мин)

юноши

девушки

1

Низкая

До 130

135

 

2

Средняя

131—155

136—160

 

3

Большая

156—175

161—180

 

4

Высокая

176 и выше

181 и выше

 

5

Максимальная

Надкритическая мощность

 

 

Эта шкала с успехом используется при циклических упражнениях: ходьбе, беге, лыжах и т. п. Однако она не применима в тех случаях, когда нагрузка превышает кри­тическую мощность. Дело в том, что в таких случаях час­тота пульса может попросту не успеть достичь соответ­ствующего нагрузке уровня, ибо для увеличения часто­ты сердцебиений нужно определенное время, а нагруз­ки в этих зонах мощности очень кратковременны, иногда считанные секунды.

Следует еще и еще раз подчеркнуть: частота пуль­са надежно характеризует интенсивность нагрузки толь­ко тогда, когда эта нагрузка выполняется дольше 2—3 ми­нут. Если работа длилась меньше 2 минут, частота пуль­са не отражает интенсивности нагрузки. К сожалению, многие практические работники физвоспитания и спор­та не учитывают этого ограничения приложимости шка­лы М. Я. Набатниковой. Например, нельзя оценить на­грузку в подтягивании или упражнении со скакалкой в те­чение 0,5—1 минуты по табл. 8. Результаты будут силь­но занижены, и в этом случае неизбежна передозиров­ка нагрузки в ходе тренировочного занятия. Это опасно для подростков, чей организм особенно чувствителен ко всякого рода неблагоприятным воздействиям.

Как же оценить нагрузку, когда работа выполняется с субмаксимальной и максимальной интенсивностью? Каждый знает, что после нагрузки частота пульса еще долго остается повышенной, это необходимо, чтобы быстрее вымывать молочную кислоту из мышц и лучше снабжать их кислородом. Значит, существует не только кислородный, но и пульсовой долг?

Да, существует, и его можно измерить. После любой более или менее напряженной нагрузки мы имеем ка­кую-то величину пульсового долга (ПД), однако неясно, какой именно фактор — длительность или интенсивность нагрузки — определяет эту величину. Не вдаваясь в под­робности, условимся, что измерять ПД будем в течение 5 минут после выполнения нагрузки. Почему так? Пото­му, что именно за первые 5 минут частота пульса снижа­ется наиболее стремительно. В дальнейшем она может задержаться на каком-то повышенном уровне долго, а   первые   5   минут   достаточно   показательны.   Сложив значения частоты пульса за 5 минут восстановительного периода, нужно из этой суммы вычесть 5 раз величину пульса покоя — и вот мы рассчитали пульсовой долг (ПД):

 

ПД=П, +П2+Пз+П45—(5П0).

 

Весь пульсовой долг образовался за время выполне­ния упражнений. Если теперь разделить величину ПД на это время, то получим очень информативный пока­затель ИН:

 

ИН=ПД/t,

 

где ИН — интенсивность нагрузки; t — время, с.

Допустим, пульс в покое составляет 80 ударов в ми­нуту. Упражнение (например, подтягивание) заняло 30 секунд. Пульс в восстановительном периоде был: на 1-й минуте — 150, на 2-й — 130, на 3-й — 100, на 4-й — 100 и на 5-й минуте — 90 ударов в минуту. Тогда ПД= 150+130+100+100+90—(80Х5)=570—400=170. Вели­чина ИН=170:30=5,7. Значит, эта нагрузка (рис. 3) для данного испытуемого соответствует субмаксимальной мощности.

Как показывают специальные исследования, величи­на ИН характеризует истинную интенсивность энергоза­трат при выполнении самых разнообразных упражне­ний. На рис. 3 приведены величины ИН при выполнении упражнений, наиболее часто используемых на уроках физ­культуры, в спортивных тренировках, при самостоятель­ных занятиях. Очевидно, что показатель ИН будет очень маленьким при длительных нагрузках циклического ха­рактера, которые соответствуют умеренной зоне мощ­ности. Однако нет смысла в этих условиях им пользо­ваться, поскольку удобнее применять шкалу М. Я. Набат-никовой. А вот при дозировке нагрузок субмаксималь­ной и максимальной мощности показатель ИН незаме­ним.

Показатель ИН выполняет сразу две функции: харак­теризует нагрузку и оценивает работоспособность. Если у одного и того же человека при разных нагрузках изме­рить ИН, получим довольно точное представление о соотношении интенсивностей этих нагрузок. А если у раз­ных людей измерить ИН при одинаковой по мощности и длительности нагрузке, то получим индивидуальные ха­рактеристики работоспособности. График ИН, приведен­ный на рис. 3, удобен еще тем, что позволяет индивидуализированно отнести то или иное упражнение к опреде­ленной зоне мощности. Приведенные на нем точки пока­зывают примерные уровни нагрузки в каждом из упраж­нений. Все зависит от интенсивности выполнения упраж­нения, частоты повторений и еще ряда условий. Во вся­ком случае если вы получили величину ИН больше 7,5, это значит, что оцененное упражнение' для ВАС соответ­ствует зоне максимальной мощности. Именно для ВАС, у другого человека величина ИН и зона мощности могут быть другими.

Используя в качестве теста любую стандартную ра­боту, скажем, 5 подтягиваний на перекладине, или пробегание интенсивность нагрузки были всегда одинаковы), можно сле­дить за своим состоянием, уровнем тренированности, оценивать мышечную работоспособность. Если при вы­полнении стандартного по мощности и длительности упражнения величина ИН стала по мере тренированно­сти снижаться, значит, работоспособность увеличивает­ся, если же величина ИН возрастает, значит, работо­способность уменьшается. Так, если после подтягиваний в течение 30 секунд ИН стало не 5,7, как в примере на стр. 51, а снизилась до 5,0, значит, работоспособность значительно возросла и та же работа требует меньшего напряжения организма. А вот после болезни или в ре­зультате перетренировки при такой же нагрузке ИН мо­жет стать выше 7,5 —тогда это будет означать, что на­грузка из субмаксимальной превратилась в максималь­ную, и для ее выполнения организму необходимо зна­чительно большее напряжение. Следовательно, работо­способность снизилась, для ее восстановления потребу­ются длительные тренировки без перегрузок. Можно совместить измерение ИН с тестированием PWCno или с проведением одного из тестов Купера. Такой комплекс очень информативен для всесторонней оценки функционального состояния организма. Важно строго соблюдать процедуру измерения. Время работы измеряется в се­кундах, частота пульса в восстановительном периоде из­меряется в первые 10 секунд каждой минуты и умножа­ется на 6 для приведения к минуте. От того, насколько стандартно вы сумеете организовать сбор информации, зависит качество тестирования. Удобнее делать это вдвоем: один выполняет работу, другой регистрирует время работы и пульс. Если все приходится делать само­му, удобнее пользоваться секундомером с двумя стрел­ками.

Величина ИН настолько хорошо отражает напряже­ние функциональных систем при мышечной работе, что ее можно считать индикатором напряжения. Ясно, что чем меньше напряжение, тем больше допустимый объем такой нагрузки. Если вам понадобится оценить не одно упражнение, а целый комплекс из 4—5 упражнений, вы­полняемых без длительных интервалов отдыха, тогда точная интерпретация показателей ИН затруднена. В це­лом можно сказать, что если после комплекса упражне­ний ИН не превышает 0,5, такая нагрузка в комплексе способствует развитию как аэробных, так и анаэробных возможностей. Если ИН существенно выше 0,5, то нагруз­ка стимулирует преимущественно развитие силовых и скоростно-силовых качеств. Слишком низкие величины ИН (менее 0,2) могут означать недостаточный, недей­ственный уровень нагрузки.

И еще один совет. Не увлекайтесь тестированием. На­до определить работоспособность одним, из методов перед началом систематических занятий, а второй раз — не раньше чем через 6 недель; именно этот срок необхо­дим для того, чтобы в организме произошли достаточ­но заметные изменения, которые отразятся на резуль­татах тестирования. В школьной практике оценка уровня развития физических качеств учеников проводится один раз за учебную четверть, и этого достаточно для конт­роля за эффективностью физического воспитания. Тестирование работоспособности не самоцель, а лишь средство контроля за состоянием организма.

 

Hosted by uCoz