Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Работоспособность
человека и её измерение.
Работоспособность — это способность
человека производить работу. Кажется, все ясно? А вот физиологи, тренеры,
спортивные врачи и учителя физкультуры опять не могут договориться, какое же из
многочисленных определений считать правильным.
Дело в том, что человек всегда
выполняет не абстрактную, а конкретную работу, которую можно отнести к той или
иной зоне мощности. А в разных зонах мощности, как мы уже знаем, механизмы
энергообеспечения имеют разную активность и, следовательно, неодинаковую значимость.
Поэтому если человек выполняет умеренную по мощности нагрузку, можно оценить
его работоспособность в зоне умеренной мощности, а если он выполняет
максимальную по мощности нагрузку, то и работоспособность оценивается только в
этой зоне. И совсем не обязательно, что тот, у кого наивысшая работоспособность зарегистрирована в зоне умеренной
мощности, покажет столь же высокий результат в зоне максимальной
мощности. Не только не обязательно,
но даже маловероятно. Спринтер не сможет тягаться по выносливости со стайером,
а уж стайеру далеко по максимальной мощности до спринтера.
Но зато могут измерить. Как же
так? Можно ли измерить то, что нечетко определено? Разумеется, можно, главное
договориться, что именно мерить. Ведь силу тока и его напряжение научились
измерять задолго до того, как было понято, что такое электричество. А время?
Точного определения такого фундаментального физического понятия нет до сих
пор, однако это не мешает нам носить часы, регистрировать рекорды по
секундомеру. Как не мешало наблюдать за падением капель воды в древнейших
часах, когда были очень далеки от правильного понимания ВРЕМЕНИ, ведь люди не
имели понятия даже об азах эйнштейновой теории относительности.
Как же измерить работоспособность
человека? Способов существует много, каждый из них пригоден для ее измерения
в 1—2 соседних зонах мощности. Принцип измерения основан на простой физической
зависимости: работа есть произведение мощности на время. Достаточно задать
один из этих параметров, измерить второй, вычислить третий — и мы получим
исчерпывающую характеристику работоспособности в данной зоне мощности.
Положим, мы задаем человеку мощность работы (скорость бега, частоту вращения
педалей велоэргометра при постоянном сопротивлении и т. п.) и говорим ему:
«Беги (крути) с постоянной скоростью сколько сможешь». Тогда время, в течение
которого человек сможет поддерживать заданный нами режим работы, и будет
показателем его работоспособности. Но, зная это время и зная мощность
(скорость), мы легко можем вычислить общий объем работы (дистанцию). И это
также будет показателем его работоспособности. Какой из них лучше? Все зависит
от конкретных задач, а по сути, никакой разницы между показателями нет: один позволяет
вычислить другой, и наоборот. Этот способ чаще всего используется в
диагностических целях врачами и физиологами.
Возможен и другой способ. Задаем
человеку не мощность, а, напротив, объем работы (дистанцию) и говорим: «Беги
(крути) как можно быстрее». Здесь мы опять регистрируем время и на основании
этого рассчитываем среднюю мощность (скорость). Такой способ измерения
работоспособности наиболее близок к условиям проведения спортивных
соревнований, ведь там, как правило, задается дистанция, которую нужно
преодолеть с наивысшей доступной спортсмену скоростью. Такая оценка очень
важна, но она, внося элемент соревнования, привносит и очень сложный
эмоциональный компонент, сильно искажающий реальную картину. Во всяком случае
этот способ измерения работоспособности нельзя использовать часто, особенно в
занятиях с детьми, подростками и людьми старше 40 лет — эмоции могут подвести.
Третий способ, получивший широкое
распространение с легкой руки американского врача Купера, написавшего ряд книг
об аэробике, состоит в том, чтобы задавать время, а измерять объем работы
(дистанцию). Здесь уже нет эмоционального компонента, который возникает в
условиях соревнования, меньшее значение имеет способность нервной системы
противостоять утомлению при выполнении длительной монотонной работы, как это
бывает в случае тестирования по первому способу, особенно в зоне нагрузок
умеренной мощности. Тесты Купера (6-минутный или 12-минутный бег) позволяют
вполне удовлетворительно характеризовать работоспособность человека, измерять
предельные возможности его энергетических систем. Эти тесты позволяют
объективно контролировать свое состояние и следить за его сдвигами.
Нормативы выполнения 6-минутного
теста Купера, уточненные Г. П. Богдановым для детей всех классов общеобразовательной
школы, указаны в табл. 3—5.
Для оценки выносливости ребенка в
зоне субмаксимальной мощности лучше пользоваться нормативами табл. 4.
Иногда возникает необходимость
оценить максимальную скорость бега, что особенно важно при спринтерской
тренировке, а также для некоторых игровых видов спорта. Для этого в качестве
нормативов рекомендуем данные
табл. 5. Для
проведения такого тестирования
Таблица 3
Оценка выносливости по 6-минутному
бегу
классы |
По пробегаемой
дистанции, м |
По времени бега, мин |
|||||||
Мальчики |
девочки |
Дистанция, м |
|
||||||
Удвл |
Хор |
отл |
удв |
хор |
отл |
Мальчики |
Девочки |
Оценка Отлично-5мин 20с Хорошо-6мин Удовлетворительно-6мин
40с |
|
1 |
830 |
930 |
1030 |
800 |
890 |
980 |
900 |
900 |
|
2 |
1000 |
1100 |
1200 |
850 |
950 |
1050 |
1100 |
950 |
|
3 |
1070 |
1160 |
1250 |
970 |
1070 |
1160 |
1150 |
1050 |
|
4 |
1070 |
1200 |
1320 |
900 |
1040 |
1170 |
1200 |
1050 |
|
5 |
960 |
1100 |
1230 |
920 |
1020 |
1120 |
1100 |
1050 |
|
6 |
1090 |
1200 |
1310 |
1000 |
1110 |
1200 |
1200 |
1100 |
|
7 |
1170 |
1290 |
1400 |
980 |
1080 |
1180 |
1300 |
1100 |
|
8 |
1150 |
1260 |
1370 |
910 |
1010 |
1120 |
1300 |
1100 |
|
9 |
1330 |
1430 |
1530 |
960 |
1050 |
1140 |
1400 |
1050 |
|
10 |
1330 |
1430 |
1530 |
1120 |
1180 |
1240 |
1450 |
1150 |
Таблица 4 Оценка выносливости в
беговых нагрузках субмаксимальной интенсивности
класс |
мальчики |
девочки |
||||||
дистанция |
Время, мин, с |
дистанция, м |
Время, мин, с |
|||||
удвл |
хор |
отл |
удовл |
хор |
отл |
|||
1 |
300 |
1,22 |
1,13 |
1,06 |
300 |
1,26 |
1,19 |
1,13 |
2 |
350 |
1,33 |
1,26 |
1,19 |
350 |
1,37 |
1,29 |
1,22 |
3 |
350 |
1,29 |
1,24 |
1,19 |
350 |
1,33 |
1,26 |
1,20 |
4 |
350 |
1,29 |
1,22 |
1,12 |
350 |
1,31 |
1,24 |
1.18 |
5 |
400 |
1,30 |
1,26 |
1,22 |
350 |
1,27 |
1,20 |
1,13 |
6 |
400 |
1,31 |
1,25 |
1,19 |
400 |
1,38 |
1,32 |
1,24 |
7 |
450 |
1,39 |
1,33 |
1,27 |
400 |
1,37 |
1,31 |
1,25 |
8 |
450 |
1,37 |
1,31 |
1,25 |
400 |
1,36 |
1,30 |
1,25 |
9 |
500 |
1,40 |
1,34 |
1,28 |
400 |
1,36 |
1,31 |
1,25 |
10 |
500 |
1,36 |
1,31 |
1,26 |
400 |
1,40 |
1,31 |
1,24 |
Таблица 5.
Максимальная скорость бега (отрезок
Класс |
Мальчики |
Девочки |
||
|
время, с |
скорость, м/с |
время, с |
скорость, м/с |
1 |
3,6 |
5,5 |
3,9 |
5,2 |
II |
3,5 |
5,7 |
3,7 |
5,4 |
III |
3,5 |
5,7 |
3,8 |
5,3 |
IV |
3,5 |
5,7 |
3,5 |
5,7 |
V |
3,4 |
5,9 |
3,6 |
5,5 |
VI |
3,1 |
6,4 |
3,2 |
6,2 |
VII |
3,0 |
6,6 |
3,4 |
5,9 |
VIII |
2,7 |
7,3 |
3,3 |
6,0 |
IX |
2,7 |
7,3 |
3,4 |
5,9 |
X |
2,6 |
7,7 |
3,2 |
6,2 |
* Результаты средние, то есть
соответствуют оценке «хорошо».
нужна специально подготовленная
дистанция: отрезок
Вот два бегуна преодолели дистанцию
с одинаковым результатом, но на финише один из них упал от усталости и его
уносят с беговой дорожки, а другой, пожалуй, смог бы пробежать еще. Кто из них
обладает лучшей работоспособностью? Ясно — второй. То есть дело не только в
результате, а еще и в том, какой ценой он достигнут. В литературе описано
немало случаев трагических финишей на стадионах мира, когда рекорд стоил
спортсмену здоровья, иногда даже жизни. В обычных условиях человек никогда не
дойдет до исчерпания всех своих резервных возможностей. Другое дело
соревнования... Для спортивных врачей, тренеров, а тем более тех, кто занимается
физическим воспитанием детей и подростков, далеко не безразлично, какой ценой
достигнут результат.
Чтобы выяснить, чего стоила та или
иная нагрузка, нужно охарактеризовать реакцию организма на эту нагрузку. Как это сделать? В
физиологии труда и спорта разработано немало тестовых процедур, позволяющих
оценить функциональные возможности аэробного, глико-литического,
креатинкиназного источников энергии, работу сердечно-сосудистой системы,
дыхания, гормональных механизмов. Обычно они требуют сложного специального
оборудования, опытных и квалифицированных работников, осуществляющих эти
исследования. При подготовке спортсменов высокого класса весь этот арсенал используется
в полной мере. Но в физическом воспитании детей и подростков, как и при
самостоятельных занятиях взрослых, таких возможностей, как правило, нет. Однако
всегда есть возможность оценивать реакцию организма по внешним признакам
утомления, а также по частоте пульса. Классификация внешних признаков
утомления, наиболее удобная при работе с детьми, разработана профессором С. В.
Хрущевым (табл. 6).
Таблица
6
Внешние признаки утомления при
тренировочных нагрузках
Обычное |
Средняя
степень |
Переутомление |
Небольшое покраснение лица |
Значительное покраснение лица |
Резкое покраснение, побледнение
или си-нюшность кожи |
Незначительная потливость |
Большая потливость, особенно лица |
Резкая потливость и выделение
соли на коже |
Учащенное ровное дыхание |
Большое учащение дыхания,
периодические глубокие вдохи и выдохи |
Резко учащенное, поверхностное, аритмичное дыхание |
Четкое выполнение команд и заданий |
Нарушение координации движений |
Резкое нарушение координации
движений |
Отсутствие жалоб |
Боль в мышцах, сердцебиение,
жалобы на усталость |
Дрожание конечностей, жалобы на
головокружение, шум в ушах, головную боль, тошнота, рвота |
Пользуясь этой таблицей, мы не
сможем оценить работоспособность конкретного человека, но по крайней мере
будем знать предельные параметры допустимой для него нагрузки. Никогда не может
быть полезной крайняя степень утомления, и если она однажды была достигнута,
надо снизить мощность (скорость) и объем работы. Перегрузки в тренировках
приносят только вред.
Научные подходы к использованию
частоты пульса для количественной оценки работоспособности были сформулированы
в работах шведских исследователей Съестранда и Валунда. Изучая условия труда
шахтеров, они обнаружили линейную зависимость частоты пульса от мощности
(интенсивности) работы, при этом чем тренированнее, работоспособнее человек,
тем при большей мощности у него регистрировалась одна и та же величина частоты
пульса. За такую стандартную величину было предложено принять 170 ударов в
минуту, потому что при большей частоте пульса линейная зависимость нарушалась.
Советским ученым профессором В. Л.
Карпманом и его учениками было показано, что у молодого взрослого человека при
пульсе 170 ударов сердце работает с наибольшей отдачей, а при дальнейшем
увеличении мощности падает. Поэтому целесообразно измерять физическую
работоспособность при пульсе 170 ударов в минуту. Для этого нужно определить
мощность работы (скорость бега), при которой пульс достигает этой цифры у
данного человека. Ученые предложили простой способ измерения этого показателя,
основанный на том, что зависимость частоты пульса от мощности линейна, а значит,
подчиняется простому уравнению вида
f=a- W+fo,
где f — частота пульса при нагрузке,
а — коэффициент пропорциональности,
W — мощность,
fo — частота пульса в
покое.
Если
измерить частоту пульса
при двух последовательных нагрузках, нетрудно
рассчитать мощность, при которой пульс достигает 170 ударов за минуту. Величина
этой мощности называется PWC170 — по первым буквам английских слов Physical Working Capasity — физическая работоспособность.
Исследования PWCuo у спортсменов
обнаружили, что у борцов и гимнастов она сравнительно невысока, тогда как у
лыжников, велогонщиков и бегунов-стайеров — очень большая. Поэтому принято
считать, что PWCno отражает прежде всего аэробную производительность, то есть
работоспособность в зонах умеренной и большой мощности, где главным источником
энергии являются окислительные процессы.
Вскоре выяснилось, что у детей в
отличие от взрослых зависимость пульса от мощности линейна только в диапазоне
от 130 до 170—180 ударов в минуту, и не так просто подобрать две такие
нагрузки, которые позволяли бы достаточно точно вычислить PWC170- Если же нагрузки подобраны неверно, то ошибка может быть слишком
большой, чуть ли не в 1,5 раза увеличивая или уменьшая действительную величину
мощности, при которой пульс становится 170. Поэтому было предложено
использовать в качестве опорной точки для расчета PWCwo пульс покоя,
который легко измерить. Такая методика измерения PWC170 У детей и подростков получила в последние годы широкое
распространение.
Для измерения физической
работоспособности (PWC170) в степ-тесте используется
скамейка, табурет или специальный табурет с переменной высотой ступеньки.
Высота ступеньки регулируется так, чтобы угол между бедром и голенью ноги,
стоящей на ступеньке, составлял примерно 90° (0,25—0,35 м). Выполняются две
нагрузки без перерыва под метроном или по секундомеру. Первая нагрузка — 16—20
циклов за минуту в течение 3 минут, вторая — 25—30 циклов за минуту в течение
2 минут (рис. 2).
Частоту пульса измеряют сразу после
окончания работы в первые 10 секунд и полученный результат умножают на 6,
чтобы привести к 1 минуте. Частоту пульса в покое не обязательно регистрировать
непосредственно перед началом тестирования, даже лучше, если это будет
величина, измеренная неоднократно в спокойном состоянии, хорошо известная
вам'и вашему ребенку. Кстати, сама по себе
частота пульса в покое является неплохим индикатором общего состояния организма
и его потенциальной работоспособности: чем ниже пульс покоя, тем больше
функциональный диапазон человека. Частота пульса после второй нагрузки должна
быть не менее 130—140 ударов в минуту. Если цифра получилась меньше, пробу
надо повторить, увеличив вторую нагрузку (либо за счет увеличения высоты
подъема, либо за счет увеличения темпа).
Мощность нагрузки рассчитывается по формуле:
М=В* Н* п* К,
где М — мощность нагрузки, кГм/мин;
В —вес тела, кг;
Н — высота ступеньки, м; п — число подъемов (циклов) за минуту; К
— коэффициент, зависящий
от возраста и пола (табл. 7).
PWC170 = M2 *170-f0/fр-fn
где М2 — мощность второй нагрузки, кГм/мин;
f0 — частота пульса в покое;
fp — частота пульса после работы.
Теперь величину PWC170 разделим на вес
тела, это отношение покажет физическую работоспособность, которая оценивается
по шкале:
Менее 8 Низкая
8—10 Удовлетворительная
10—12 Умеренная
12—15 Хорошая
15—20 Высокая
20—25 Очень
высокая
Выше 25 Отличная
Если полученное отношение выше 30,
ищите ошибку в расчете.
Таблица
7
Величина коэффициента (К)*
Возраст,
лет |
Мальчики |
Девочки |
8—12 |
1,2 |
1,2 |
13—14 |
1,3 |
1,3 |
15—16 |
1,4 |
1,3 |
* К у
взрослых — 1,5
Допустим, частота пульса в покое у
вашего ребенка составляет 80 ударов в минуту. Скамейка, с помощью которой вы
собираетесь измерять PWC170, имеет высоту
Теперь мы знаем все величины,
которые нужно подставить в основную формулу:
PWC170 = 11,7 *
l70-80/150-80=11,7*90/70=15.
Итак, величина PWC170 у ребенка равна 15 кГм/мин/кг. Сравнив ее со шкалой на стр. 47,
вы убедитесь, что это хороший уровень физической работоспособности.
Согласно современным представлениям
смысл теста PWC170 значительно шире, чем просто
характеристика аэробных возможностей. Во всяком случае у детей и подростков
эта величина зависит не.столько от аэробной энергопродукции, сколько от всей
активной массы скелетных мышц, способных получать энергию любым способом.
Всякое увеличение возможностей энергетических систем организма приводит к
увеличению PWC170, к этому же приводит и улучшение
регуляции деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Но тест PWC170 имеет и недостатки, главный из которых состоит в том, что он не
характеризует объема работы, который может быть выполнен при определенном
напряжении физиологических систем. Ничего не говорят его цифры о величине
максимально достижимой мощности (скорости), то есть не характеризуют
работоспособность в зоне максимальной мощности. Поэтому у самых сильных людей
— штангистов и борцов — величина PWC170 обычно не велика.
Исходя из линейной зависимости
частоты пульса от мощности (интенсивности) нагрузки, профессор М. Я.
На-батникова и ее сотрудники разработали и предложили использовать в практике
физического воспитания и начальной спортивной подготовки пульсовую шкалу интенсивности
нагрузки (табл. 8).
Таблица
8
Классификация тренировочных нагрузок
Зона Интенсивно-сти |
Интенсивность
нагрузки |
Частота
пульса (уд./мин) |
|
юноши |
девушки |
||
1 |
Низкая |
До 130 |
135 |
2 |
Средняя |
131—155 |
136—160 |
3 |
Большая |
156—175 |
161—180 |
4 |
Высокая |
176 и выше |
181 и выше |
5 |
Максимальная |
Надкритическая
мощность |
Эта шкала с успехом используется при
циклических упражнениях: ходьбе, беге, лыжах и т. п. Однако она не применима в
тех случаях, когда нагрузка превышает критическую мощность. Дело в том, что в
таких случаях частота пульса может попросту не успеть достичь соответствующего
нагрузке уровня, ибо для увеличения частоты сердцебиений нужно определенное
время, а нагрузки в этих зонах мощности очень кратковременны, иногда считанные
секунды.
Следует еще и еще раз подчеркнуть:
частота пульса надежно характеризует интенсивность нагрузки только тогда,
когда эта нагрузка выполняется дольше 2—3 минут. Если работа длилась меньше 2
минут, частота пульса не отражает интенсивности нагрузки. К сожалению, многие
практические работники физвоспитания и спорта не учитывают этого ограничения
приложимости шкалы М. Я. Набатниковой. Например, нельзя оценить нагрузку в
подтягивании или упражнении со скакалкой в течение 0,5—1 минуты по табл. 8.
Результаты будут сильно занижены, и в этом случае неизбежна передозировка
нагрузки в ходе тренировочного занятия. Это опасно для подростков, чей организм
особенно чувствителен ко всякого рода неблагоприятным воздействиям.
Как же оценить нагрузку, когда
работа выполняется с субмаксимальной и максимальной интенсивностью? Каждый
знает, что после нагрузки частота пульса еще долго остается повышенной, это
необходимо, чтобы быстрее вымывать молочную кислоту из мышц и лучше снабжать их
кислородом. Значит, существует не только кислородный, но и пульсовой долг?
Да, существует, и его можно
измерить. После любой более или менее напряженной нагрузки мы имеем какую-то
величину пульсового долга (ПД), однако неясно, какой именно фактор —
длительность или интенсивность нагрузки — определяет эту величину. Не вдаваясь
в подробности, условимся, что измерять ПД будем в течение 5 минут после
выполнения нагрузки. Почему так? Потому, что именно за первые 5 минут частота
пульса снижается наиболее стремительно. В дальнейшем она может задержаться на
каком-то повышенном уровне долго, а
первые 5 минут
достаточно показательны. Сложив значения частоты пульса за 5 минут
восстановительного периода, нужно из этой суммы вычесть 5 раз величину пульса
покоя — и вот мы рассчитали пульсовой долг (ПД):
ПД=П, +П2+Пз+П4+П5—(5П0).
Весь пульсовой долг образовался за
время выполнения упражнений. Если теперь разделить величину ПД на это время,
то получим очень информативный показатель ИН:
ИН=ПД/t,
где ИН — интенсивность нагрузки; t — время, с.
Допустим, пульс в покое составляет
80 ударов в минуту. Упражнение (например, подтягивание) заняло 30 секунд.
Пульс в восстановительном периоде был: на 1-й минуте — 150, на 2-й — 130, на
3-й — 100, на 4-й — 100 и на 5-й минуте — 90 ударов в минуту. Тогда ПД=
150+130+100+100+90—(80Х5)=570—400=170. Величина ИН=170:30=5,7. Значит, эта
нагрузка (рис. 3) для данного испытуемого соответствует субмаксимальной
мощности.
Как показывают специальные
исследования, величина ИН характеризует истинную интенсивность энергозатрат
при выполнении самых разнообразных упражнений. На рис. 3 приведены величины ИН
при выполнении упражнений, наиболее часто используемых на уроках физкультуры,
в спортивных тренировках, при самостоятельных занятиях. Очевидно, что
показатель ИН будет очень маленьким при длительных нагрузках циклического характера,
которые соответствуют умеренной зоне мощности. Однако нет смысла в этих
условиях им пользоваться, поскольку удобнее применять шкалу М. Я.
Набат-никовой. А вот при дозировке нагрузок субмаксимальной и максимальной
мощности показатель ИН незаменим.
Показатель ИН выполняет сразу две
функции: характеризует нагрузку и оценивает работоспособность. Если у одного и
того же человека при разных нагрузках измерить ИН, получим довольно точное представление
о соотношении интенсивностей этих нагрузок. А если у разных людей измерить ИН
при одинаковой по мощности и длительности нагрузке, то получим индивидуальные
характеристики работоспособности. График ИН, приведенный на рис. 3, удобен
еще тем, что позволяет индивидуализированно отнести то или иное упражнение к
определенной зоне мощности. Приведенные на нем точки показывают примерные
уровни нагрузки в каждом из упражнений. Все зависит от интенсивности
выполнения упражнения, частоты повторений и еще ряда условий. Во всяком
случае если вы получили величину ИН больше 7,5, это значит, что оцененное
упражнение' для ВАС соответствует зоне максимальной мощности. Именно для ВАС,
у другого человека величина ИН и зона мощности могут быть другими.
Используя в качестве теста любую
стандартную работу, скажем, 5 подтягиваний на перекладине, или пробегание
интенсивность нагрузки были всегда одинаковы), можно следить за своим
состоянием, уровнем тренированности, оценивать мышечную работоспособность. Если
при выполнении стандартного по мощности и длительности упражнения величина ИН
стала по мере тренированности снижаться, значит, работоспособность увеличивается,
если же величина ИН возрастает, значит, работоспособность уменьшается. Так,
если после подтягиваний в течение 30 секунд ИН стало не 5,7, как в примере на
стр. 51, а снизилась до 5,0, значит, работоспособность значительно возросла и
та же работа требует меньшего напряжения организма. А вот после болезни или в
результате перетренировки при такой же нагрузке ИН может стать выше 7,5
—тогда это будет означать, что нагрузка из субмаксимальной превратилась в
максимальную, и для ее выполнения организму необходимо значительно большее
напряжение. Следовательно, работоспособность снизилась, для ее восстановления
потребуются длительные тренировки без перегрузок. Можно совместить измерение
ИН с тестированием PWCno или с проведением одного из тестов Купера. Такой комплекс очень
информативен для всесторонней оценки функционального состояния организма. Важно
строго соблюдать процедуру измерения. Время работы измеряется в секундах, частота пульса в
восстановительном периоде измеряется в первые 10 секунд каждой минуты и умножается на 6 для приведения к минуте. От того, насколько стандартно вы сумеете организовать сбор информации, зависит качество тестирования. Удобнее делать это вдвоем: один выполняет работу, другой
регистрирует время работы и пульс. Если все приходится делать самому, удобнее пользоваться секундомером с двумя стрелками.
Величина ИН настолько хорошо отражает напряжение функциональных систем при мышечной работе, что ее можно считать индикатором напряжения. Ясно, что чем меньше напряжение, тем больше допустимый объем такой нагрузки. Если вам понадобится
оценить не одно упражнение, а целый комплекс из 4—5 упражнений, выполняемых без длительных интервалов отдыха, тогда точная интерпретация показателей ИН
затруднена. В целом можно сказать, что если после комплекса упражнений ИН не превышает 0,5, такая нагрузка в комплексе способствует развитию как
аэробных, так и анаэробных
возможностей. Если ИН существенно выше 0,5, то нагрузка стимулирует
преимущественно развитие силовых и скоростно-силовых качеств. Слишком низкие величины ИН (менее 0,2) могут означать недостаточный, недейственный уровень нагрузки.
И еще один
совет. Не увлекайтесь тестированием. Надо определить
работоспособность одним, из методов перед началом систематических
занятий, а второй раз — не раньше чем через 6 недель; именно этот срок необходим для того, чтобы в организме
произошли достаточно заметные изменения, которые отразятся на результатах тестирования. В школьной
практике оценка уровня развития физических качеств учеников проводится один раз
за учебную четверть, и этого достаточно для контроля за эффективностью
физического воспитания. Тестирование работоспособности — не самоцель, а лишь средство контроля за состоянием
организма.