ОПТИМИЗАЦИЯ  ПОДГОТОВКИ  ФУТБОЛИСТОВ  МФК «ТЮМГАСУ»  НА  ОСНОВЕ  МОДЕЛИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО  ПРОЦЕССА


                                                                  Утусиков С.А.


                Качественные сдвиги, происшедшие за пос­ледние годы в игре лучших команд мира, ста­ли возможными с повышением требований к функциональным возможностям организма футболистов.

              Успешному решению этой задачи содейст­вовала оптимизация тренировочного процесса: нахождение нужных параметров длительности, интенсивности выполнения и числа повторений упражнений, регламентации отдыха между уп­ражнениями, последовательности тренировок с разными педагогическими задачами и т. п.

               В то же время из специальной литературы известно, что изменение значения указанных факторов не только сказывается на работоспо­собности спортсмена, но и изменяет ее качественные показатели (скорость, силу, выносли­вость, двигательную координацию и др.) а также влияет на отдельные результаты в раз­витии функциональных возможностей.

              Очевидно, что и в подготовке футболистов использование методически обоснованных мо­делей тренировочных занятий с определенным соотношением структурных элементов и зара­нее известными реакциями систем организма позволит эффективнее управлять тренировоч­ным процессом.

         С целью построения моделей, способствую­щих целенаправленному развитию функцио­нальной базы у игроков, которая обеспечила бы успешное выступление их в течение сезона, были проведены серии исследований в коман­дах  ФК «БЕНАТ», МФК «ТЮМГАСУ».

            Основываясь на данных о том, что строить модель тренировочного заня­тия можно лишь с учетом стадий отдыха, вы­раженных определенным уровнем мышечной работоспособности, нами были  изучина  после рабочие колебания таких показателей, как сократитель­ная способность мышц, сопротивляемость мышц утомлению, пространственное ощущение заданного движения, частота сердечных сок­ращений (ЧСС). До и после занятий фиксиро­вались результаты контрольных упражнений, определяющие скоростные и технические воз­можности футболистов.

              В модели занятия, в котором решали зада­чи развития всех сторон выносливости, серии упражнений тактико-технического характера повторялось в фазе быстрого снижения ЧСС (до 128—132 уд/мин.). Это приводило к снижению (к концу занятия) скорости передвижения футболистов на 10-метровом отрезке (без мя­ча и с обводкой стоек) и к ухудшению попа­даний мячом в цель.

                Результаты контрольных упражнений, оче­видно, были обусловлены изменением качест­венных показателей нервно-мышечного аппа­рата и сердечнососудистой системы игроков. Сократительная способность мышц, сопротив­ляемость мышц утомлению и пространственное ощущение движения к концу занятия снижа­ются, а ЧСС свидетельствует о напряженной деятельности сердечнососудистой системы в анаэробных условиях.

        Модель занятия в режиме «А». После стандартной разминки фиксируют ре­зультаты пробегания 10-метрового отрезка или выпрыгивания вверх на тензоплощадке. Затем 8-кратное повторение серий упражнений такти­ко-технического характера (6—8 мин.) в фазе быстрого снижения ЧСС (128—132 уд/мин.). С увеличением продолжительности серий до 12 мин. сокращается их число (до 3—5). Ин­тенсивность выполнения упражнений — от ¾ до околомаксимальной.

          По задачам и характеру выполнения игро­вые упражнения должны максимально прибли­жаться к обстановке на игровой площадке.

Паузы отдыха (1,5—2 мин.) заполняются медленным бегом и ходьбой. Регистрация ЧСС — пальпаторно в области сердечного толчка по 10- или 6-секундным отрезкам.

          До и после тренировки фиксируют резуль­таты пробегания 10-метрового отрезка без мяча и такого же отрезка с обводкой четырех стоек. После выполнения модели результаты ухудшаются (10 м без обводки стоек —с 1,8± ±0,06 сек. до 2,0±0,06 сек.; с обводкой — с 3,6+0,09 сек. до 3,8±0,13 сек).

          Применять эту модель целесообразно в ос­новном в подготовительный период, когда ре­шаются задачи повышения общей и специаль­ной выносливости. В соревновательный период тренировочные занятия такого типа требуют осторожности: они вызывают в организме глубокие сдвиги. Если же возникает необхо­димость использования рассматриваемой моде­ли, то при соблюдении значений остальных факторов занятия рекомендуется уменьшить число серий упражнений.

            Модель занятия в режиме «В» выглядит так: после стандартной разминки — 8-кратное повторение серий упражнений так­тико-технического характера (по 6—8 мин. каждая), в фазе замедленного снижения ЧСС (114—118 уд/мин.). Увеличение продолжи­тельности серий, как и в модели «А», вызывает сокращение их числа до 3—5. Интенсивность двигательных действий — околомаксимальная.

          Содержание серий игровых упражнений, как и в модели «А», направлено на решение конкретных задач (индивидуальных и коллек­тивных).

Паузы отдыха (3,5—5 мин.) заполняются малоинтенсивной индивидуальной работой над техникой, что способствует снижению ЧСС до 114— 118 уд/мин. Регистрация  ЧСС — тоже пальпаторно в области сердечного толчка.

           После выполнения модели «В» результаты контрольных упражнений улучшаются (10 м без мяча - с 1,8 ±0,04 сек. до 1,7±0,04 сек.; 10 м с обводкой стоек—с 3,6 ±0,09 сек. до 3,3±0,06 сек.). Сократительная способность мышц и пространственное ощущение движения к концу занятия повышаются, а сопротивляе­мость мышц утомлению снижается. ЧСС в пау­зах между сериями упражнений значительно ниже, чем в модели «А».

         В случаях, когда достигнут определенный уровень подготовленности и необходимо лишь поддерживать тренированность футболистов, применяют модель «С».

        Серии упражнений тактико-технического характера повторяются в стадии стабилизации ЧСС до 100 уд/мин, соответствующей измене­нию работоспособности по типу «С».

       После такого занятия ни результаты конт­рольных упражнений, ни динамика состояния нервно-мышечного аппарата существенно не меняются. Границы амплитуды ЧСС—больше, чем в моделях «А» и «В» (от 90—100 до 180 уд/мин.).

        Основные параметры модели «С»: после стандартной разминки — 8-кратное повторение серий упражнений тактико-технического ха­рактера. Продолжительность серий — 6— 8 мин., в фазе стабилизации ЧСС (90— 100 уд/мин). Интенсивность — от 1/2 до ¾ максимальной.

С учетом того что в тренировочном процес­се игровые упражнения можно выполнять ме­нее интенсивно, определенный интерес вызыва­ет влияние снижения интенсивности занятий в моделях «А», «В» и «С» на динамику показа­телей, определяющих уровень мышечной рабо­тоспособности, сердечно-сосудистой системы и результаты контрольных упражнений.

            Как показали исследования, снижение ин­тенсивности выполнения серий упражнений в большинстве случаев приводит к неожиданным ответным реакциям сократительной способно­сти мышц, сопротивляемости мышц утомле­нию, показателя чувствительности движения независимо от применяемых моделей, что за­трудняет их построение. Сохраняется возмож­ность создания условий, присущих модели «С», которые для футболистов высокой подготовленности — малотренирующие. .

           Следовательно, снижение интенсивности иг­ровых упражнений в тренировочном процессе исключает тренирующий эффект.

Влияние описанных моделей на развитие скоростной выносливости и скорости (сопряжено с решением тактико-технических задач) наглядно подтверждают данные, полученные в подготовительный период.

          Выполненные в начале периода контроль­ные упражнения показали низкий уровень общей и скоростной выносливости, скорости, скоростно-силовых возможностей: бег на 30 м — 4,45 сек.; бег 3х30 м с интервалами до 40 сек — 4,42, 4,45 и 4,51 сек.;  повторное  пробегание 5х300 м (интервалы отдыха — 4— 5 мин.) — 54,5; 56,0; 57,2; 57,6 и 59,2 сек. При­мененный нами для определения уровня общей выносливости тест Купера — 2850 м. Высота выпрыгивания (скоростно-силовые каче­ства) — 46,1 см.

            На первом этапе подготовки было проведе­но 34 тренировочных занятия, из которых 16 (47,2% тренировочного времени) строились че­редованием серий упражнений и отдыха в ре­жиме «А», по 9 (26,4% тренировочного време­ни) — в режимах «В» и «С». Такое распреде­ление тренировочного времени позволило из­менить соотношение показателей функциональ­ного состояния организма: повысилась общая выносливость (футболисты стали пробегать за 12 мин. 2970 м); отчетливые сдвиги наблюда­лись в развитии скоростной выносливости. В то же время скорость и скоростно-силовые   качества практически не изменились.

           В октябре общее число тренировочных за­нятий составило 33: в режиме «А»—12 (36,3%); в режиме «В»—11 (33,7%); в режи­ме «С»— 10 (30%).

Наблюдения после этого этапа показали, что возросли и абсолютная скорость (6,35 сек.), и (значительно) скоростная (анаэ­робная) выносливость: 3х20 м с интервалами отдыха до 40 сек. — 3,43; 3,35; 3,35 сек. Общая (аэробная) выносливость также повысилась: за 12 мин. футболисты пробегали уже 3150 м, а в беге 4х300 м показывали 54,3; 55,3; 55,7 и 56,4 сек. Всего было проведено 27 занятий: в режиме «А» —9 (33,3%); в режиме «В»— 14 (51,8%); в режиме «С» — 4 (14,9%).

         В этот период значительно больше внимания было уделено тренировочным занятиям, на­правленным на развитие специальных скорост­ных возможностей, прыгучести, ловкости с од­новременным решением тактико-технических задач, которые связаны с определением опти­мального варианта основного состава и с ос­воением коллективных тактических методов организации игры.

           Такое соотношение тренировочных занятий, во-первых, позволило повысить абсолютную скорость (время пробегания 20-метровых от­резков уменьшилось до 3,20 сек.); во-вто­рых, — сохранить уровень скоростной вынос­ливости (при повторном пробегании коротких отрезков абсолютная скорость повышалась: средние данные — 3,21; 3,20; 3,20). Такое по­строение тренировочного цикла способствовало удержанию достигнутых уровней аэробной и скоростной выносливости. Кроме того, возрос­ли функциональные возможности нервно-мы­шечного аппарата (высота выпрыгивания уве­личилась до 48,6 см).

Полученные нами данные позволяют ут­верждать, что определенная последователь­ность повторения моделей тренировочных за­нятий способствует развитию необходимых футболисту физических качеств и на этой ос­нове повышению эффективности индивидуаль­ных и коллективных тактико-технических дей­ствий.         

 

Hosted by uCoz